Символы и шарады Бориса Валкина

Человек в бане, быть может, выказывает особую предрасположенность к восприятию и обсуждению эротических видений. По замыслу автора, в вогнутой стене, разделяющей помещение бассейна и вестибюля, устроена стеклянная щель, чтобы уже от входа, еще в заснеженных шубах и валенках, как через замочную скважину, можно было подсмотреть контрастную экзотику другого мира — где солнце, пальмы, вода и полуобнаженные тела.

По архитектурному сценарию это — своего рода увертюра, задающая особую эмоциональную настроенность банного человека для ненавязчивой игры в архитектурные шарады с легким эротическим налетом. Разумеется, добавляет архитектор, фигуративные парадигмы щели и других функционально необходимых декорированных, а не декоративных (таких здесь просто нет) элементов, вполне уместно сочиненных для этого случая, несут в себе символические знаки, которые могут и должны создавать некое эротическое облако, окутывающее всякого оказавшегося в оздоровительном комплексе. Так, к примеру, своеобразная скамья, оригинальные гипсовые светильники, рисунок переплетов витражей и, в особенности, форма бассейна представляют собой зрительно зашифрованные, корректно стилизованные формы, с угадыванием, а не лицезрением физиологических прототипов.

Оздоровительный комплекс расположен в березовой роще бывшего закрытого поселка дач политбюро ЦК. Под новую функцию радикально реконструировано здание, использовавшееся в последние годы как казарма для строительных рабочих. В составе комплекса на площади 340 м2 — баня, бассейн, тренажерная, массажная, солярий, кухня, каминная, бар, зимний сад, технические и вспомогательные помещения.

Архитектурной и технической кульминацией комплекса является многофункциональный бассейн, в котором при некоторой фантазии можно усмотреть фаллическую конфигурацию: в одном из цилиндров — контрастная ванна — ледяная вода, в другом — кипящая (зрительно) — гидромассажная ванна, в большой ванне — устройство противотока, создающее течение, позволяющее плыть на месте.

Четкая анфиладно-арочная композиционная структура интерьеров основных помещений в сочетании с периметром арочных витражей по ассоциации отсылает к представлениям о знаменитых римских термах. Визуальный ряд дополняется и усиливается благодаря многочисленным отражениям, неожиданным ракурсам, опрокинутым пространствам. Это впечатление создается двухуровневыми потолками из двухцветных же зеркальных стекол, прорезающими плоть стен зеркальными арками, локальными вставками и витражами.